Критерий улицы против элитарности Эдит Пиаф против Андрея Тарковского. Фильм-событие. Исход эпохи. Моей. Нет, конечно же, никакого "против". Все "за", все есть и все нужно, но у кого контрольный пакет акций? По порядку, сначала про критерий улицы. Когда я училась в девятом классе, был какой-то юбилей Эдит Пиаф. Шел в кинотеатрах художественный фильм, я сбегала с уроков не один раз, чтобы посмотреть не один раз. Там показывали, что было в ее жизни до всемирной славы. В основном, я училась на пятерки, но была нормальным человеком по части нарушения дисциплины. Уже после просмотра французского фильма, я смотрела по телевизору документальную передачу про Эдит. И голос нашего журналиста (я его неделикатно окрестила идиотом) комментировал один фрагмент хроники. Сначала про фрагмент. Эдит уже в возрасте, ее импресарио показывает ей новую песню. Она что-то наигрывает, напевает и жёстко заявляет: - Я это петь не буду... Импрессарио что-то зудит про то, что это нужная песня, она про борьбу за мир... И тут Эдит произносит: - За эту песню мне не заплатили бы на улице. Я это петь не буду... Если за песню не заплатят на улице, за нее не заплатят нигде. Это въелось мне в голову навсегда, и я назвала это "критерий улицы". А журналист-идиот что-то бубнил, про то, что ее к старости испортили деньги, как и положено в буржуазном загнивающем обществе. Говорю же - идиот. А за какой из фильмов Тарковского заплатили бы на улице? Только честно? Я сегодня заплатила бы за "Иваново детство", "Андрея Рублева" (не за всё) и за "Сталкера". Это всё. Моя мама была на одном из показов "Зеркала", перед которым "к народу" приехал выступить Тарковский. И он очень-очень деликатно сам объяснял, что его фильмы требуют подготовки, как и рассматривать картины в Третьяковской галерее. Так что, если кто не поймет - ничего страшного, просто вы не готовы, а фильм гениальный. По части самоуверенности там всё было в порядке, да... Вопрос возникал: а кто готовить то будет? Зрителей? Тогда я была на его стороне. Мне нравилось ценить свою начитанность, образованность, своё отличие от других. Тянуло примкнуть к элите, видимо слишком сильно. Думаю, что на эту удочку "а вот я понимаю" ловилась не только я. И ещё, отметим, что тогда, снимая картины, режиссеры вряд ли предполагали, что у зрителя будет возможность просмотреть их все нон-стопом. Это было невозможно себе представить даже в 1985-86. А сегодня - да. Я пересмотрела, начиная с дипломной работы Тарковского "Каток и скрипка" и до "Жертвоприношения". Финальная картина вызвала полное отторжение уже тогда, давно, а сейчас я просто взвыла от тоски зелёной и немедленно выписала себе лекарство "Несколько дней из жизни Обломова" и "Форрест Гамп". Приняла и полегчало... Пересмотрела я все фильмы, потому что чудесная-лучистая-увлеченная Ольга Никитина , ученица Николая Бурляева, пригласила на просмотр фильма своего мастера к 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского. Событие. Глубоко признательна за такой прекрасный повод погрузиться в свое отношение сегодня к творчеству Тарковского. Многое изменилось, из многого я выросла. "Иваново детство" и " Андрей Рублёв", сняты еще до моего появления на свет. Ещё до того, как учась на инженера-химика-технолога, я увлеклась древнерусской иконописью, особенно - Феофаном Греком и Андреем Рублевым. На факультете обшественных профессий получила корочку "лектор-искусствовед". Часть моей семьи - историки, у меня всегда был доступ к нужной информации. "Андрей Рублёв" был первым фильмом Андрея Тарковского, который я посмотрела. Как и всех, кто был в теме, меня напрягла одна из финальных сцен, когда Андрей Рублев заговорил: "и пойдём мы по Руси, ты колокола лить, а я иконы писать". Андрей Рублёв, и это известный факт, быстро стал молчальником, их называли в народе "чернецами". Это были истинно, недрово верующие люди, монахи, своим немым служением Богу они показывали людям, как скверны их слова, как далеки от Бога. Много лет спустя напишет Ф.И. Тютчев "мысль изреченная есть ложь"... Так вот, чернец, молчальник, никак не мог оказаться среди большого количества людей. И говорить не мог. Говоря жестким кинематографическим языком - это "сопля в сиропе". Зря. Дальше я одновременно практически посмотрела "Сталкера" и "Солярис". По щемяще чуткому проникновению в мою душу лидировал "Солярис". Но жесткое и пронзающее впечатление оставил "Сталкер". Там же про писателя. И такая вонючка этот писатель. И хоть ученый ничуть не лучше, меня волновал тогда писатель. Я ж мечтала стать писателем, а тут такое... В Зону за вдохновением идти... С пистолетом, блин... Исписаться. Хуже только ученый с бомбой, мда... Ну, тут ещё ж сценарий писали Стругацкие. Уровень боги, как сегодня говорят. Пожалуй, "Сталкер" - единственный фильм, который я сейчас смотрела в состоянии "погружение". И девочка-мутант в конце читает стихи Тютчева. Уместно. Мои пять лет работы в кино "изнутри" это неизгладимый опыт. Острый взгляд редактора неумолимо фиксирует повторы метафор и мыслей. Кадров. Из фильма в фильм. Иногда такие вычурные, надуманные и натянутые повторы, что невольно думаешь: это меня за тупую держат, или это одержимость режиссёра? И то, и другое. Так мне смотрится сегодня, но тогда... В официально атеистической стране... Важны были такие лучи веры в темном царстве. Такое обращение к символике. Это сейчас огромный выбор книг, разъяснительных программ, записей молитв и песнопений на любой вкус. Одна из моих любимых - "Беседа с Богом Исаака Сирина". И не нужны проводники. Мы сегодня и ближе к Богу, и дальше. Неоднозначно всё. Слоисто. Многомерно. Еще до просмотра фильма Николая Бурляева, завершив перепросмотр, я подумала, что если бы я разбиралась в кино, была бы критиком, то написала бы исследовательскую работу на тему "метафизика воды в фильмах Андрея Тарковского". Реки, ручьи, озера, дожди, лужи, туманы, снег... И завершила бы знаменитым стихотворением Тютчева, которому скоро 200 лет Последний катаклизм Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! 1829 г. И вот во вступительном слове Николай Петрович говорит о том, что мир Тарковского как бы ушел под воду, как и дом, в котором он родился. Так они пришли к идее подводных съёмок. Всё-таки идеи носятся в воздухе... И плавают в воде, да. В документальной картине много дыхания природы, и воды, и ветра, и земли. Органично сплетены воедино кадры размышлений и фрагменты фильмов. Когда-то Иван Гончаров, автор гениальных романов "Обыкновенная история", "Обломов" и "Обрыв" пояснил, что для него существует не три романа, а один роман, и герой тоже один собирательный. Так и через все фильмы Тарковского идёт один мотив исцеления веры. Это бывает и больно, и некрасиво, и узнаваемо, и дико. Обычное бытовое и едва уловимое возвышенное, чувственное. Наши сомнения, ложь, сделки, измены, обиды, заблуждения и созерцания словно под лупой. Отдельная благодарность за выраженное почтение к операторским работам Вадима Юсова. Это дух-захватывающее мастерство. Вообще, операторы и фотографы - это всегда люди со своим видением мира, которое они умеют передавать. Я приняла крещение в 20 лет, под руководством моего преподавателя по политэкономии социализма. Она отдала мне занятие, чтобы я рассказала группе о Троице Андрея Рублёва. И после шепотом спросила, крещеная ли я? Нет, папа хотел меня в детстве крестить в нашем селе Тарутино, он был дружен с местным священником, отцом Тихоном. А я дружила с козой отца Тихона, пока они свои умные разговоры разговаривали. Мне было лет пять-шесть. Но отец Тихон вздохнул, что будет вынужден сообщить об этом папе на работу. Тогда такие были правила. Говорят, что батя даже выругался в храме от досады. Так что моё "пора" пришло только в двадцать лет. И меня родственница наша, историк с мировым именем, специалист по анархизму, привела на исповедь к настоятелю Николо-архангельского храма. Тогда я и услышала: Беседуйте с Богом как можно чаще, как с самым родным. И сегодня Николай Петрович и Андрей Арсеньевич снова побеседовали с Богом. Как с самым родным. Честно-пречестно. В открытом для нас доступе. Спасибо. #шухаева_30_лет_деятельности #шухаева_ирина_писатель_литературовед_экстрасенс_просветитель